Я буду долго гнать велосипед

Обыкновенный велосипед — незаменимая вещь в любом хозяйстве. А если он еще и грузовой, то особенно в сельской местности ему просто цены нет. Ведь ежедневно приходится и травы для домашней живности привезти, и другие необходимые грузовые перевозки осуществить. Но вот беда: отечественная промышленность таких велосипедов пока не выпускает, хотя владельцам дач и приусадебных участков они край необходимы. Но, как подсказывает жизнь, безвыходных ситуаций не бывает. О том, как самому изготовить незаменимого помощника, с читателями «Хозяина» делится Виталий Леонидович ЛЕБЕДЬ из Днепропетровской обл.

Уже больше двух лет покупаю газету «Хозяин», и в каждом номере нахожу для себя что-то новое. Ведь она издается для тех людей, кто хочет работать на земле, выжить сам и помочь это сделать другим.

Мне уже 42 года. Я родился и жил в стране, которая не поощряла ни частную собственность, ни работу для себя. Детство прошло в селе, где я пацаном часами стоял с бабушкой в очереди возле магазина, ожидая привоза молока. В лотках покупали овощи и фрукты. На огороде выращивали только картошку и кукурузу, а из хозяйства держали кур и кроликов. Очень в редких дворах были коровы, свиньи. Городские жители покупали дачи для отдыха, а сейчас на этих клочках земли выращиваются овощи, фрукты различных сортов. В селах в большинстве дворов не одна, а то и две-три коровы, бычки, свиньи, козы, овцы, куры, гуси… Народ выживает. Трудолюбивый народ, переживший и войны, и голод, и «развитой социализм», и зачинающуюся демократию.

В конце 80-х после института я попал на шахту. Жили в горняцком поселке, которых на Донбассе тысячи. После работы — телевизор (с двумя программами), книги, домино, пьянки, а из живности держали попугайчиков, рыбок и хомячков. Прошло лет пять, и жизнь изменилась. Денег нет, а кушать хочется. Все — на землю! Поселковые власти выдали по две сотки земли, и началось — посадка, прополка, уборка. В шахте только и разговоров — кто что вырастил и как это сохранить. И в гости ходили со своим, и гостей принимали своим, выращенным, не купленным.

Случилось так, что пришлось переехать к маме жены в частный дом. Начались сельскохозяйственные заботы. Одну козочку привезли с Донбасса, другую подарили здесь, папа дал кроликов. И легла на мои плечи работа по заготовке сена. Начал я «Запорожцем» по балкам ездить. Оказалось проблемой скошенную траву набивать в мешки, потом грузить на багажник, а через полчаса траву из мешков вытаскивать. Короче, и пуп рвал, и бензин жег, и машину гробил, а сена достаточно заготовить не сумел. Пробовал возить велосипедом — экономически выгоднее, но не очень удобно: с увеличением нагрузки велосипед становится неустойчивым.

И вот решил я приспособить к велосипеду боковой прицеп. К раме велосипеда приварил три трубки длиной до 20 см и наружным диаметром 18 мм: одну — на 13 см ниже седла под багажником, вторую — в 10 см от оси заднего колеса, а третью — в 10 см ниже рулевой колонки. На нее и на нижнюю одел трубки длиной, равной ширине прицепа — 57 см плюс 15 см. На верхнюю, что под седлом, — пятнадцатисантиметровую трубку. Из старых водопроводных труб сварил раму прицепа. Длина его получилась 105 см, а высота — 35 см. К правому его борту приварил старую переднюю вилку, так чтобы ось колеса прицепа была на 8 см впереди оси заднего колеса. К дну, переднему и боковым бортам приварил шестимиллиметровые пруты через 6–7 см. Задний борт у меня получился высотой 60 см с возможностью подталкивания сена за верхнюю перекладину. На него надевается дверка. Шатунную звездочку я поставил на 46 зубьев, а ведомую — на 24, что позволяет без больших усилий перевозить грузы. Прицеп задуман был съемным и для простоты крепления в местах стыковки просверлены отверстия под болты М6. Для перевозки травы в этом году нарастил борта на 60 см. Нагружаю прицеп травой около 120 кг и перевожу на 3–4 км. В целях испытания в первый год перевез 100 кг зерна на 12 км.

Эксплуатирую свой «грузовой велосипед» уже три года и не отсоединяю прицеп вторую зиму — по гололеду ездить очень интересно. При всех своих достоинствах есть и недостатки. Так, при левом крене прицеп поднимается, и велосипед может перевернуться, а при правом — возможно «складывание» колеса прицепа. Вывод: маршрут должен быть без наклонов и крутых затяжных подъемов.