Что за чай мы пьем

Стоит ли говорить, что традиционный напиток у славян — чай. С ним начинается утро, им завершается обед, а ужин без чая — вовсе не ужин. А сколько чашек чая выпивается на работе с принесенными из дому бутербродами — счета нет. Выбор чая сегодня огромный — пачками любых размеров и форм уставлены все магазинные полки, завалены рынки. Однако отечественный потребитель достаточно привередлив: согласно опросам, 80 процентов любителей традиционного напитка отдают предпочтение индийскому и цейлонскому чаю.

Между тем, именно эти сорта в чистом виде до потребителя практически не доходят. Все марки чая, продающиеся в магазинах и на рынках, — это смеси 25-ти и более сортов чая из разных стран. Традиционного поставщика чая — Индию — теснят другие страны. Причем настолько агрессивно, что крупнейшая компания «Tet a tеt» вынуждена продавать свои плантации в Индии из-за низкой рентабельности. Сырьевая составляющая в конечной цене на чай не превышает сегодня 15 процентов. Похоже, скоро любимый многими поклонниками чай из пачек со «слоником», ароматный, в меру терпкий, красно-кирпичного цвета, останется только в воспоминаниях. Такого теперь уж точно не попьешь!

Рынок наводнила дешевая продукция из стран Азии и Африки. Новые производители чая стали настоящим бедствием для традиционных лидеров этого рынка. В Кении за последние пять лет были высажены огромные плантации новых сортов чая, более продуктивных, устойчивых к болезням и… абсолютно невкусных. В списке чайных лидеров нынче никому не известные прежде Руанда, Малави, Уганда, Мозамбик.

Казалось бы, появление на рынке новых поставщиков должно привести к падению цен на этот продукт. Но ничуть не бывало! Цены растут и, по мнению экспертов, будут расти и дальше. Дело в том, что и в Украине, и в России сформировалась самодостаточная отрасль по фасовке чая, для которой колебания на мировом рынке цен на чайное сырье не является помехой. Дешевеет вьетнамский чай — в пачку при фасовке добавляют более дорогой индийский. Взлетает в цене цейлонский — его «усмиряют» кенийским. Отечественные фасовщики сами контролируют купажный процесс и, поверьте, в накладе не остаются. Кроме того, те, кто фасует чай, ориентированы на то, что наш потребитель слишком привык к хорошему чаю и не польстится на более дешевый, но низкокачественный продукт. Поэтому они предпочитают расширять спектр дорогой продукции.

Словом, чай дешеветь не будет. Низкие цены на мировом рынке нашим умельцам только на руку: даже из неважного сырья они намешают свой «брэнд». А мы с вами выпьем.

Рекомендуем прочитать