Телефон скажет все

Казалось бы, что можно сказать по телефону за десять секунд? В лучшем случае поздороваться и представиться. На самом деле услышать за это время можно многое.

Человек, звонящий по делу, всегда напряжен. А из-за невозможности привычно опереться на зрительное восприятие невероятно «ушаст». Он ловит малейшие оттенки интонации, тембра, ритма речи. Такие, на которые никогда не обращает внимания при общении лицом к лицу. В результате за первые 10–20 секунд на слух формируется образ партнера — того, кто принимает звонок. Этот стиль и образ звонящий бессознательно приписывает организации или фирме в целом. Разбираются потом. Но важнейшая установка на доверие-недоверие возникает сразу. Как это происходит?

На две трети первое впечатление о телефонном собеседнике создается не за счет самих слов, а за счет их «музыкальной» составляющей. На нее сами говорящие как раз обычно большого внимания не обращают. И зря. К примеру, низкие голоса — как мужские, так и женские — ассоциируются с высоким положением говорящего. А обладательница, скажем, певучего, поставленного, немного манерного голоса часто видится как бездельница с длинными ногтями.

Вот несколько типичных ошибок, совершаемых в первую минуту контакта.

1. Когда партнер (клиент) слышит от зубов отскакивающее приветствие, его воображение рисует отнюдь не радостную встречу. Ему кажется, что трубку схватили на бегу и сейчас постараются от него поскорей отделаться. Так что четкость и быстроту в работе компании (или организации) не стоит демонстрировать за счет приветствия.

2. «Недослушивание». Вовсе не надо выслушивать все, что вам говорят. Но важна иллюзия внимательного отношения! Настоящие мастера телефонной работы с клиентом умеют перевести разговор в нужное русло, не создав впечатления установки «вас много, а я одна».

3. Попытка воспитывать. «У вас там что, никто трубку не берет? Я уже в пятый раз звоню!» Это вам. Что в ответ? «Во-первых, здравствуйте, во-вторых, не надо тут…» И все назидательным, учительским тоном, полным негодования. В сущности, это мягкая версия бессмертного «сам дурак». По-человечески реакция понятна. Но штука в том, что только очень неуверенный в себе, невротичный человек смягчится, если вы его «поставите на место». Все остальные, и их большинство, взъерепенятся еще больше.

Если вы хотите больше понять, что такое «телефонный имидж», не пожалейте полчаса времени, сделайте 10–15 звонков в компании сходного профиля. Можно прикинуться бестолковым клиентом или остаться в роли информированного профи. Послушайте и отметьте, что понравилось, а что нет. Ощутили ли вы, что с вами готовы терпеливо и грамотно работать? Слушают вас внимательно или говорят на бегу? Внушает ли голос на том конце ощущение основательности, надежности, порядка? Или там слышны усталость, раздражение? Скорее всего, так же воспринимают вас ваши телефонные визави. «Телефонный имидж» не определяет успеха — это ясно. Но он ему содействует или мешает. И это слышно.

Рекомендуем прочитать